- Главная
- Семинарский храм
Семинарский храм
Д.А.Сысуев
Очерк истории Свято-Предтеченской церкви (к 220-й годовщине ее устроения)
Свято-Предтеченская церковь относится к числу старинных святынь г. Саранска. Ее история насчитывает ровно 220 лет, если вести отсчет от каменной церкви, построенной на нынешнем месте в 1800 г. Но сам Предтеченский приход существовал ещё до 1764 г., когда в районе ул. Грузинской был построен и освящен деревянный храм во имя Рождества Предтечи и Крестителя Иоанна. Получается, что история самого прихода значительно старше нынешнего храма. За столь значительный промежуток его истории произошло немало событий, заслуживающих внимания.
Предтеченская церковь. Рисунок по чертежу конца XVIII в
При завершении строительства нового храма он был освящен во имя Рождества Пресвятой Богородицы, поэтому официально именовался Рождество - Богородицким, но в теплом приделе (трапезной) остался престол Иоанна Предтечи. Получилось так, что новое название в обыденном употреблении не прижилось и сохранилось прежнее, даже улица, на которой поставили каменный храм, получила официальное название — Предтеченская (ныне Саранская).
Фото начала ХХ в. Предтеченская улица с видом на церковь.
В XIX веке прихожанами Предтеченской церкви, в большинстве своем, были мещане, однодворцы и крестьяне г. Саранска. Богатых прихожан и купцов было мало, так как с XVII века эта часть города в основном заселялась пахотными солдатами, крестьянами и мастеровыми. По данным клировых ведомостей за 1855 год приход насчитывал 322 души мужеского и 347 женского пола. По данным Городской думы, в 1914 году приход Предтеченской церкви состоял из 550 мужчин и 477 женщин.
В начальный период истории Предтеченской церкви событием большого масштаба стало ее посещение в 1822 году правящим архиереем епископом Пензенским и Саратовским Амвросием I (Орнатским) (1778 – 1827), который совсем незадолго до этого в 1819 г. был поставлен на Пензенскую кафедру. Случаи такого рода визитов в те времена были не частыми для Саранска и потому надолго запоминавшимися и заносившимися в памятные книги. Его Преосвященство прибыл в Саранск по случаю инспектирования епархии и строго проверил состояние храмов и качество службы. Побывав в Предтеченской церкви, он отметил высокую набожность и нравственность прихожан, чинное ведение службы причтом. В устах сурового владыки эта похвала много значила. Современные ему свидетельства повествуют о нем как о человеке строгой аскетической жизни и сильной воли, от подчиненного ему духовенству он требовал такой же аскезы. Он не терпел нарушения благочиния в церкви и обличал, невзирая на лица, при этом был справедлив. В 1825 году по собственному желанию владыка Амвросий оставил архиерейство и удалился в Кирилло-Белозерский монастырь, где ушел в строгий затвор. В дальний путь из Пензы он отправился на дровнях в простой монашеской одежде, взяв с собой лишь несколько книг. Примечателен тот факт, что Предтеченскую церковь почтил своим присутствием человек, который по сей день занимает видное место в историографии русской церковной исторической науки, как автор капитального труда “История российской иерархии” (Москва, 1807 – 1815 гг.). В нем епископ Амвросий собрал обширный материал по истории Русской Церкви от самого начала ее основания. За это сочинение он был избран Обществом истории и древностей в 1815 г. в действительные, а в 1816 г. почетные члены.
Несомненно, что уровень благочестия прихожан Предтеченской церкви был связан с тем высоким примером пастырского служения, который явили настоятели храма. Согласно архивным данным первым известным священником в истории Предтеченского прихода можно считать иерея Ивана Семёнова, который был настоятелем храма уже в 1764 г. вплоть до 1782 года, когда «от должности за старостью» был уволен. Следующим настоятелем становится прежний штатный диакон, рукоположенный во священники Иван Тимофеев (+1806). Именно при нём было осуществлено строительство нового каменного храма в 1800 году и его благоукрашение в начале XIX века. Огромным авторитетом у прихожан пользовался Иван Соколов, бывший настоятелем с 1810 года и вплоть до своей кончины в 1844 году. В том же году служение воспринял иерей Василий Архипов, возглавлявший приход более десяти лет. В 1865 г. – служение в Предтеченской церкви вел священник Феодор Майеранов (выпускник Пензенской духовной семинарии 1854 г. по 1 разряду). В 1866 году в качестве священника упоминается Димитрий Артоболевский. С 1870 года штат в Предтеченской церкви ликвидировали, церковь приписали к Спасскому собору, но в самом конце XIX века вновь восстановили. В 1881 г. – священниками на Предтеченском приходе были Иаков Алмазов (окончивший Пензенское Духовное Училище в 1872 г. по 2-му разряду) и Василий Разумовский с дьяконом Бельковым.
Особым периодом в жизни Предтеченского прихода стало служение в нем приходского священника Владимира Григорьевича Трубецкого. Согласно архивным документам оно продолжалось с 1887 г. по 1913 г. Этот ревностный пастырь находился во главе прихода более 26 лет. До сих пор в Саранске живут его потомки. У него самого была большая семья, которая проживала недалеко от церкви на улице 2-й Успенской (ныне ул. Кирова). Сохранилась фотография дома, который был разобран совсем недавно в 2014 г.
Фото дома священника Владимира Трубецкого. Сын о. Владимира П.В.Трубецкой, учащийся Пензенской духовной семинарии (из семейного архива В.В.Ивенина)
К сожалению, фото самого о. Владимира не сохранилось, но уцелели фотографии его сына Петра Владимировича (1870 – 1922), который пошел по стопам отца и также принял священный сан. Известно, что он окончил Пензенскую духовную семинарию по 2-му разряду в 1899 г. Сохранился уникальный снимок, относящийся к 1898 году на котором запечатлены сокурсники Петра Владимировича. Удалось установить имена всех изображенных на фото, что стало небольшим открытием и дает возможность вернуть из небытия имена и лица семинаристов, многие из которых были продолжателями известных в округе священнических династий.
Семинаристы V-го курса Пензенской духовной семинарии г. Пенза март 1898 г. (из семейного архива В.В.Ивенина)
Публикуем их имена (перечисление идет слева направо с верхнего ряда вниз): Сергей Петров, Василий Соколов, Валериан Мемнонов, Илларион Масловский, Евгений Степанов, Ераст Знаменский, Евлампий Петров, Сергей Архангельский, Николай Кочеулов, Петр Трубецкой. Некоторое время после окончания семинарии Петр Владимирович Трубецкой служил законоучителем в Старо-Михайловской второклассной школе, а затем после женитьбы принял священный сан и служил там же на приходе.
П.В.Трубецкой с супругой в день свадьбы Священник Петр Трубецкой (из семейного архива В.В.Ивенина)
По воспоминаниям ныне уже почившей жительницы г.Саранска, проживавшей в Предтеченской улице, Зои Петровны Ворониной (урожденной Митрофановой, вдовы известного саранского краеведа И.Д.Воронина) родившейся здесь в 1910 г., на смену уже „старенькому священнику” Владимиру Трубецкому около 1915 года был переведен в Саранск из прихода села Блохино о. Василий Добровольский. Его служение выпало на период самых жестоких гонений на Русскую Православную Церковь 20-х-30-х годов ХХ века. По воспоминаниям З.П.Ворониной его жизнь оборвалась самым трагическим образом: “Это случилось в 1936 г. Он был уже немолодым. Жил один в доме на ул. Крестьянской. Как-то ночью он был вызван соборовать больную и был убит. Его тело, завернутое в рогожку, было позже подброшено в морг” (записано автором статьи с ее слов 29.04.99.). Священник Василий Добровольский был известен как пастырь, немало потрудившийся на ниве христианского просвещения. С 1905 г. он состоял председателем церковно-приходского попечительства и законоучителем земских школ сел Блохино и Берсеневка, много содействовал ликвидации последствий голода 1906 года в качестве представителя Красного Креста в Саранском благотворительном комитете. З.П.Воронина также вспоминала, что “когда после революции 1917 г. было запрещено преподавание Закона Божьего в школах, то о.Василий учил ему детей прямо в церкви”.
Говоря о приходской жизни Предтеченской церкви в начале ХХ века нельзя не упомянуть и о тех добрых людях, кто проявлял особую заботу о храме, поддерживал его материально. По свидетельству З.П.Ворониной это были купцы Ивенин и Калашниковы Иван Савельевич и Василий Савельевич (по уличному Ксенофонтовы). Иван Савельевич Калашников был еще и церковным старостой. После революции он был вынужден бежать от преследований в Нижний Новгород. Примечательной личностью был и их отец Савелий Иванович, который торговал кожами и возможно был захоронен в церковной ограде. Эти купцы часто продавали свой товар в рассрочку (“когда будут деньги, принесете”) и просто выручали людей.
В годы богоборческой советской власти Предтеченская церковь согласно сохранившимся документам оказывается последней в числе разрушенных церквей г. Саранска. Служба в ней проходила еще в 1938 году, тогда же ее и закрыли в отместку за упорство прихода Иоанно-Богословской церкви, отстоявшего свой храм от разрушения. Купола и колокольня Предтеченской церкви были снесены, а в ее стенах в последующем разместился хлебозавод № 4 и СПТУ № 7. Но и в этих тяжелых условиях православные люди Предтеченского прихода не оставались без духовного окормления со стороны ревностных пастырей.
Священник Александр Зарин 8 августа 1938 г.
Последним настоятелем храма вплоть до его закрытия стал священник Александр Дормидонтович Зарин (1880 – 1956). Выпускник Пензенской духовной семинарии по 2-му разряду 1903 года. Предками о. Александра были несколько поколений священноцерковнослужителей, среди которых был приходской дьячек с. Посопа Феодор Васильевич Зарин, родившийся около 1830 г. В 1883 г. при Успенской церкви г. Саранска служил дьяконом отец священника - Дормидонт Зарин. Протоиерей Александр прошёл непростой путь служения и 8 декабря 1937 года епископом Пензенским и Саранским Ираклием (Поповым) был поставлен настоятелем Предтеченской церкви г. Саранска. В 1944 (или 1945) году перемещён к Иоанно-Богословскому собору г. Саранска, в том же году награждён палицей. По свидетельству еще одной жительницы Предтеченской улицы В.А.Карташовой (1940-2019), о. Александр в 1940-х годах тайно служил у них на дому, был очень добрым и отзывчивым батюшкой.
Еще сравнительно недавно в 1991 г., в книге известного саранского краеведа С.Б.Бахмустова “Разорванное ожерелье”, в отношение Предтеченской церкви была употреблена фраза, констатировавшая печальную реальность: “Останки Предтеченской церкви можно видеть до сих пор возле моста через Саранку: в ее здании располагается хлебозавод”. И вот, после образования Саранской и Мордовской епархии, в 1996 году пустующее и разрушающееся к тому времени здание было передано Церкви. Указом Преосвященного владыки Варсонофия оно было отведено для размещения Саранского Духовного училища. Стараниями ректора СДУ протоиерея Александра Пелина был перестроен второй этаж и возведена колокольня. Тогда же под прямым углом к основному зданию был пристроен двухэтажный корпус, в котором разместились общежительные кельи учащихся, кабинеты преподавателей и учебные аудитории. На первом этаже старого здания была устроена новая Свято-Предтеченская церковь, которая была освящена епископом Варсонофием в 1996 году. Началась новая жизнь возрожденного из небытия старинного прихода, ставшего в новейшее время рассадником духовного просвещения работающего на идею воскресения нашего Православного Отечества.
Свято-Предтеченский семинарский храм. Наши дни