- Главная
- Кружок иконописи
- Направления деятельности
Направления деятельности
Направления деятельности кружка иконописи
С глубокой древности иконопись была особым языком со своими правилами и символикой. Веками мастера-иконописцы доводили ее до совершенства, пытаясь передать материальными средствами мир горний. От того иконописание до сих пор считается труднейшим и редчайшим искусством, в котором сочетаются человеческие возможности и божественное начало.
Икону называют «богословием в красках». Ее цель – отразить
в человеческом облике божественную сущность, отсюда необходимость строгого соблюдения написания священных изображений – иконографического канона, которым определялся состав изображения: как писать сюжет, действия, окружение. Цвета красок ограничены, минимум творчества и самовыражения. Иконописец этим и отличается от художника, что он не столь свободен в творчестве. Икону можно только отчасти назвать самовыражением художника, ведь это отражение веры не личной, а веры соборной. Нет ничего удивительного в том, что мастера не подписывают иконы. «Автор – Церковь», – в один голос говорят обучающиеся кружка икорописи. Эта фраза не декоративна, а напротив, это как раз является ключом к тайне иконописи. Возрождение иконы не анахронизм, не привязанность к прошлому или к фольклору, не еще одна попытка «возродить» икону в мастерской художника, а осознание Православия, осознание Церкви, возврат к подлинной художественной передаче святоотеческого опыта и знания христианского Откровения. Как и в богословии, это возрождение обуславливается и характеризуется возвращением к святоотеческому Преданию.
«Возрождение иконы, пишет Л. Успенский, есть жизненная необходимость нашего времени... Икона не только может, но и должна быть новой (мы ведь различаем иконы разных эпох именно потому, что они в свое время были новыми по отношению к предыдущим). Но эта новая икона должна быть выражением той же истины. Современное возрождение иконы есть не анахронизм, не привязанность к прошлому или к фольклору, не еще одна попытка «возродить» икону в мастерской художника, а осознание Православия, осознание Церкви, возврат к подлинной художественной передаче святоотеческого опыта и знания христианского Откровения. Как и в богословии, это возрождение обуславливается и характеризуется возвращением к святоотеческому Преданию, а «верность Преданию не есть верность старине, но живая связь с полнотой церковной жизни», живая связь со святоотеческим духовным опытом. Возрождение это несет свидетельство в возврате к полноте и целостному восприятию вероучения, жизни и творчества, то есть к тому единству, которое так необходимо для нашего времени».
Реставрация памятников церковного искусства – одно из главных направлений работы кружка иконописи.
Реставрация икон сложный и кропотливый процесс, требующий мастерства, знаний, профессиональных навыков и терпения. Каждая древняя икона окно в мир духовный, посредством которого, через «Образ» обращаемся к «Первообразу». В образовательный процесс реставрации и консервации включено обязательное фотографирование произведения искусства иконописи, чтобы зафиксировать первоначальное состояние. Расчистив древний образ от поздних записей, можно увидеть прекрасный образец древнего искусства, сияющий яркими красками. Долгое время в нашей стране предметы церковного искусства не реставрировались, а поновлялись. Считалось негожим держать в храме «темные» иконы, ведь перед ними молятся люди. Поэтому и представление о самой древнерусской живописи было размытым.
В середине 19 века появились первые художники-реставраторы, такие, как Н. И. Подключников и Ф. Г. Солнцев, которые разработали составы для расчистки икон от записей, и только тогда люди оценили красоту подлинной древнерусской живописи (иконописи), представшей перед глазами любителей искусства во всей своей красе. Проблему сохранения церковного и культурного наследия не решить единичными специалистами. Огромное количество икон постепенно гибнет, часто незаметно для владельцев. Главная причина этого – недостаточность знаний о том, что «вредно», а что «полезно» для икон. Недостаток реставраторов в храмах нужно постоянно восполнять. Занимаясь в кружке иконописи, можно получить основные знания и умения для каждого, кто соприкасается с древними иконами. Творческое объединение создано для тех, кто серьезно и ответственно относится к идее восстановления и сохранения памятников церковной живописи.