Представители духовных академий и семинарий со всей России приняли участие в Кирилло-Мефодиевских образовательных чтениях в Саранске
22 мая 2020 года на базе Саранской Духовной Семинарии состоялись традиционные Всероссийские Кирилло-Мефодиевские образовательные чтения, которые в этом году прошли в заочно-дистанционном формате. Работу дистанционной научно-богословской студенческой конференции возглавил Ректор семинарии Высокопреосвященнейший Зиновий, митрополит Саранский и Мордовский, выступивший перед участниками из Иоанно-Богословского Макаровского мужского монастыря. География конференции охватила большую часть страны. Полный список учебных заведений, представители которых приняли участие в конференции, выглядит следующим образом:
- Московская духовная академия;
- Санкт-Петербургская духовная академия;
- Православный Свято-Тихоновский университет;
- Вологодская духовная семинария;
- Белгородская духовная семинария;
- Курская духовная семинария;
- Пензенская духовная семинария;
- Барнаульская духовная семинария;
- Коломенская духовная семинария;
- Ивановская духовная семинария;
- Николо-Угрешская духовная семинария;
- Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Николая Платоновича Огарёва.
- Саранская Духовная Семинария: флагман конференции.
Объединяющей все выступления и доклады темой Чтений 2020 года стала «Кирилло-Мефодиевская духовная традиция как основа генетического кода Российской культуры». Традиция эта осознаётся сегодня как подлинная соборность и единство в многообразии через свободное духовное творчество. Славянская грамота и адаптированное богослужение обеспечили нам равноправное положение в христианском мире и культурную самобытность Руси. Кирилло-Мефодиевская традиция – это и высокие интеллектуальные дарования, и научная образованность нашего народа, сохраняющиеся до сего дня как следствие дара словенских учителей, как составляющая генетического кода Российской культуры. Духовные образовательные учреждения сегодня являют нам сегодня органичное соединение высокого богословского стандарта со всесторонним гуманитарным образованием, приобщают желающих к полноценной духовной жизни.
На чтениях были рассмотрены важнейшие вопросы, связанные с современным богословием, с историей Церкви. Результаты работы научной школы семинарии «История духовного просвещения в Мордовском крае» нашли отражение в работе секции «История местной церковной культуры».
Профориентационная секция проходила с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов. Общее число участников дистанционной научно-богословской студенческой конференции составило 55 человек.
В рамках работы профориентационной секции прозвучали следующие доклады:
Баландин Д. В., игумен, проректор по научно-богословской работе Саранской духовной семинарии: «Особенности профориентационной работы семинарий в современных условиях»;
Горбунов П. И., протоиерей, первый проректор Саранской духовной семинарии: «Профориентационная работа как сфера миссионерской деятельности духовной семинарии»;
Лебедева М. С., студентка Свято-Алексеевской духовной семинарии (г. Иваново), III курс: «Приходское консультирование как начальная стадия профориентационной работы»;
Шварев А. Ю., протоиерей, студент Пензенской духовной семинарии, I курс: «Деятельность Русской православной церкви в духовно-нравственном воспитании осуждённых: проблемы и перспективы (на примере Пензенской области)».
Доклад Зеткиной И. А., доктора культурологии, профессора Саранской духовной семинарии: «Профориентационной аспект деятельности музейно-библиотечного комплекса Саранской духовной семинарии» и Бублиенко Д. А., иерея, студента Саранской духовной семинарии: «Пастырское консультирование и опыт профориентации» будут опубликованы в сборнике материалов конференции.
Важным результатом работы конференции стала возможность для бакалавров, магистрантов и аспирантов духовных образовательных заведений России познакомиться, обменяться результатами своих исследований. Организаторы конференции выразили надежду, что это мероприятие даст возможность сделать молодым людям новые шаги в мире теологической науки, а также предложили рассмотреть возможность обращения к Учебному Комитету РПЦ с идеей ввести еженедельный час межсеминарского научного общения в дистанционном формате.